8 декабря с.г. ММВА направила в адрес Президента РФ В.Путина письмо с рядом конкретных предложений по реализации задач, поставленных им в связи с ростом преступлений в экономической сфере.
В обращении, в частности, говорится:
На совещании по вопросам борьбы с преступлениями в экономической сфере, состоявшемся в сентябре с.г. в Сочи, Вами была поставлена задача «при соблюдении существующего банковского законодательства и безусловном соблюдении интересов участников экономической деятельности России уточнить нормативно-правовую базу по работе банковских учреждений со своими клиентами, которые по ряду объективных критериев - а их нужно разработать - вызывают подозрение в их нечистоплотности».
Ассоциация полностью разделяет Вашу обеспокоенность той ситуацией, которая в настоящее время сложилась в банковской системе. ММВА также считает, что при решении поставленной задачи крайне важно выделить методами нормативно-правового регулирования сомнительные операции и подозрительных клиентов, а также указать конкретные меры борьбы с ними.
В этой связи Ассоциация от лица банковского сообщества предлагает:
1. Дополнить статью 62 Закона <О Центральном банке Российской Федерации> № 86-ФЗ указанием на право ЦБ РФ устанавливать нормативы, регулирующие операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем.
2. Дополнить статью 6 Закона <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма> № 115-ФЗ рядом признаков операций, квалифицируемых согласно Письмам Банка России №№ 12-Т, 17-Т, 99-Т, 161-Т за 2005 год как сомнительные.
3. Дополнить часть 2 статьи 20 Закона <О банках и банковской деятельности> пунктом, обязывающим Банк России отозвать лицензию в случаях неисполнения кредитными организациями нормативов, регулирующих операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем.
4. На основе указанных норм законодательства, а также на базе Писем Банка России №№ 12-Т, 17-Т, 99-Т, 161-Т за 2005 год сформулировать нормативный правовой акт Банка России, в котором установить не только качественные, но и количественные признаки операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем.
5. Придать Письму Банка России от 13.07.2005 № 98-Т (с учетом Письма от 23.12.2005 № 157-Т) статус нормативного правового акта, включив его основные положения в состав Инструкции Банка России № 59 <О применении к кредитным организациям мер воздействия>.
6. Наделить кредитные организации полномочиями по борьбе с отмыванием денег, запретив им осуществлять операции клиентов через электронные каналы связи в случаях неполной идентификации клиентов (выгодоприобретателей) и в случаях осуществления клиентами операций, подпадающих под признаки отмывания согласно нормативным актам, указанным в пункте 4. При этом полномочия кредитных организаций по отказу клиентам в осуществлении операций согласно ч. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ должны быть расширены отдельным нормативным актом ЦБ РФ или Федеральным законом, так как в случае такого отказа у банков не должно наступать гражданско-правовых последствий.
7. Дополнить количественные критерии (нормативы) операций клиентов в целях борьбы с отмыванием рядом ранее не учтенных признаков. Таких, например, как соотношение оборотов по счету и средних остатков, соотношение поступлений с НДС и списаний без НДС и ряда других, а также нормативами деятельности банков, таких, как соотношение объема выдаваемой наличности к активам банка или к оборотам по счетам клиентов.
8. Передать в ФСФМ РФ полномочия по ведению административных дел по нарушениям при применении законодательства об отмывании, включая его право направлять ходатайства в Банк России об отзыве лицензий у кредитных организаций, а также о применении к банкам иных мер воздействия. Законодательно обеспечить обратную связь со стороны Банка России и МВД РФ в адрес ФСФМ по итогам рассмотрения информации о злоупотреблениях в сфере отмывания денег.
9. Предоставить в законодательном порядке (внести изменения в ГК РФ) банкам право закрывать счета клиентов (расторгать в одностороннем порядке договор банковского счёта/вклада) при подозрении в осуществлении клиентом операций в целях легализации (отмывания) денежных средств полученных преступным путём и финансирования терроризма. Предоставить ЦБ РФ право устанавливать своими актами порядок закрытия таких счетов клиентов.
Ассоциация обращает внимание и на другой аспект рассматриваемой проблемы, а именно на необходимость защиты от субъективных подходов и ошибок, а порой и от прямого произвола, добросовестные банки, тем более, что их деятельность влияет на права сотен и тысяч их клиентов.
В этих целях, по мнению ММВА, крайне необходимо:
1. Уточнить формулировку первой части статьи 74 Закона <О Центральном Банке Российской Федерации> № 86-ФЗ, исключив право Банка России требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений как самостоятельную меру, и включив это право как часть применяемых мер воздействия (в дополнение к штрафам и ограничениям). Тем самым законодательно будут четко разделены предупредительные и принудительные меры воздействия, применяемые к банкам.
2. Привести Инструкцию № 59 в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации, предусмотрев в ней, что принудительные меры воздействия (включая отзыв лицензии на основании части 1 статьи 20 Федерального закона <О банках и банковской деятельности>) применяются к банкам по итогам рассмотрения дел об административном правонарушении согласно КоАП РФ.
3. Изменить структуру применяемых к кредитным организациям мер воздействия за нарушения в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, ослабить наказания за технические ошибки (отбраковки, нарушение сроков отправки сообщений, незаполнение полей в анкетах и т.п.) и усилить наказания за нарушения по существу (непринятие мер к подозрительным клиентам, несообщение в уполномоченный орган, проведение операций в адрес клиентов, находящихся в списке террористов и т.п.). При этом Банк России должен установить количественные нормативы технических ошибок (например, предельно допустимый процент отбраковок в совокупном объеме сообщений). Ответственность за допущенные в сообщениях в ФСФМ ошибки должна быть аналогична той, которая возникает в связи с ошибками, содержащимися в отчётности, направляемой кредитными организациями в ЦБ РФ.
4. При рассмотрении дел об административных правонарушениях ФСФМ РФ должен изучать причины нарушений: умышленно или по невнимательности были допущены кредитной организацией те или иные нарушения. Нарушение нормативо в, регулирующих операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, во всех случаях должны рассматриваться как умышленные нарушения, так как при придании банкам полномочий по отказу в операциях, у них имеется возможность не допустить нарушения таких нормативов.
5. Вернуть банкам право на судебную защиту, исключив в Федеральном законе <О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций> возможность представления временной администрацией банка интересов банка в спорах с Банком России и предоставив это право отстраненным органам управления, а также учредителям и участникам самого банка.
6. Предусмотреть право банков самостоятельно обращаться в органы внутренних дел в случаях злонамеренных, по мнению банков, нарушений клиентами законодательства об отмывании. Такая мера, в совокупности с правом банков отказывать клиентам в осуществлении операций, может защитить добросовестные банки, а вместе с ними и их добросовестных клиентов, от административных последствий, нарушающих их права (предписания и отзыв лицензии).
Ассоциация убеждена, что в совокупности предлагаемые меры значительно усилят борьбу с отмыванием денег в нормативно-правовой плоскости, что позволит существенно снизить субъективный фактор и возможные злоупотребления в данном вопросе и законодательно исключить операции по отмыванию денег из банковского сектора. И хотя ни одна нормативная база не в состоянии полностью исключить такого рода операции, однако законодательство вполне способно снизить их объем настолько существенно, что цена за подобные услуги максимально приблизится к ставкам налогообложения, что в свою очередь сделает отмывание денег экономически непривлекательным.