3 октября с.г. Московская международная валютная ассоциация (ММВА) направила в Государственную Думу РФ письмо с предложением внести изменения в Федеральный закон «О кредитных историях». В письме, подписанном Президентом ММВА А. Мамонтовым на имя Председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ В. Резника, в частности, говорится:
Целями Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее - Закон) являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.
Сфера применения Закона, в соответствии со статьей 2 распространяется на отношения, возникающие между:
1) заемщиками и организациями, заключающими с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита);
2) организациями, заключающими с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита), и бюро кредитных историй;
3) организациями, заключающими с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита), и Центральным каталогом кредитных историй.
Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 Закона, в отношении всех заемщиков, давших согласиеvна ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное вvгосударственный реестр бюро кредитных историй. При этом из приведённого вышеvтекста статьи 2 Закона следует, что формально под действие Закона подпадают и кредитные договора, заключаемые между собственно кредитными организациями, то есть договора межбанковского рынка кредитно-депозитных операций.
Однако распространение положений вышеупомянутого закона на сферу межбанковского бизнеса несёт в себе для кредитных организаций целый ряд негативных моментов. В частности, возникает дополнительная нагрузка и связанные с ней затраты на подразделения банков, обязанностью которых является составление пакетов сведений о заключённых ими кредитных договорах, причём по каждой сделке в отдельности. Число же их в течение дня может достигать двух- и трёхзначных значений. Кроме того, раскрытие информации о межбанковских сделках, лимитах, контрагентах и прочее перед ещё одной, к тому же в принципе коммерческой структурой, чревато дополнительными рисками утечки конфиденциальных сведений в конкурирующие кредитные организации.
Последние события, связанные с поступившей в открытую продажу базы данных одного из кредитных бюро, подтверждают высокую вероятность такой угрозы. Реального интереса среди банкиров в предоставлении информации о межбанковских договорах в кредитные бюро нет. Тем не менее, они вынуждены идти на это, так как несогласие кредитной организации на предоставление в соответствии с Законом в кредитное бюро информации о заключённом договоре межбанковского кредитования с другой кредитной организацией может быть расценено в негативном плане. Кроме того, у многих банков возникают опасения нарушить не вполне, по их мнению, чётко прописанные в этом отношении нормы Закона.
Целью Закона является, прежде всего, снижение рисков, связанных с потребительским и коммерческим кредитованием. Договора межбанковского кредитования являются особой сферой банковского бизнеса, которая не нуждается в услугах кредитных бюро. Следует отметить, что и в мировой практике информация о договорах межбанковского кредитования также не является объектом внимания кредитных бюро.
В связи с вышеизложенным, Московская международная валютная ассоциация, представляющая интересы участников межбанковского финансового рынка, убедительно просит Вас инициировать внесение в Федеральный закон № 218-ФЗ от 30.12.2004 «О кредитных историях» следующих изменений:
1. Дополнить статью 2 Закона следующим абзацем:
«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие между юридическими лицами, являющимися кредитными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
2. Изложить пункт 5 статьи 3 Закона в следующей редакции:
«5) субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, за исключением кредитных организаций, которое является заёмщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история.»
Приложение:
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон № 218-ФЗ от 30.12.2004 «О кредитных историях».
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 218-ФЗ ОТ 30.12.2004 «О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ»
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» следующие изменения:
1. Дополнить статью 2 Закона абзацем следующего содержания:
«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие между юридическими лицами, являющимися кредитными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации».
2. Изложить пункт 5 статьи 3 Закона в следующей редакции:
«5) субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, за исключением кредитных организаций, которое является заёмщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история».
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
В. ПУТИН