На сайте opec.ru опубликовано интервью А. Мамонтова о последних шагах ЦБ РФ по либерализации валютного рынка
Алексей Николаевич, совсем недавно Центральный банк, наконец-то, снял все ограничения по валютной либерализации. Как Вы расцениваете эти шаги?
К шагам, которые предпринял Центральный банк, невозможно относиться иначе, как с известной долей иронии. Единственный положительный момент в этих решениях - обозначение вектора, фактическое признание того, что валютная либерализация уже состоялась. Как известно, де-юре остающиеся ныне ограничения по ряду операций капитального характера и требование об обязательной продаже части экспортной выручки отменяются с 1 января 2007 года. Но ожидание наступления некоей даты, согласитесь, в данном случае совершенно нелепо. Уже в момент принятия нового закона установление в нём некоей даты отмены остающихся ограничений не имело никакого разумного объяснения. Было понятно, что благоприятней той ситуации, которая существовала в то время и сохраняется - не будет.
Чего же ждать? Я думаю, что установление даты было чистейшей воды лукавством: с одной стороны, уступка либералам, с другой - шанс консерваторам оставить прежний ограничительный режим в случае, если через два года ситуация пошатнётся в сторону ухудшения, - тогда можно будет с легкостью либо отодвинуть дату отмены ограничительных статей закона, либо убрать её вовсе, так сказать "до лучших времён". Иного физического смысла в дате 1 января я не вижу. Я понимаю, когда с 1 января переходят на новое летоисчисление, когда отменяется прежний календарь, а вводится новый. Но установление даты введения в действие либеральных норм? Мы в нашей Ассоциации с самого начала были против этого.
Сейчас ЦБ пытается предстать в роли этакого мудрого регулятора, мотивирует своё решение необходимостью плавного перехода к введению полной конвертируемости. Выглядит это просто смешно. Смешно, когда люди скорее играют роль регулятора, а не выполняют её на деле. Ведь всем очевидно, что реально принятые ЦБ решения ничего на рынке не меняют.
Мы в течение двух лет писали письма руководству Центрального банка о том, что, поскольку новый закон предоставил им право устанавливать в пределах 30% любой уровень обязательной продажи, у него появляется возможность ввести нулевой норматив, осуществив на деле свою регулятивную функцию. Кстати, так сделал Национальный банк Казахстана в 1999 году. Ему тоже законом были даны эти полномочия, и они тут же эти полномочия реализовали. Это было 7 (!) лет назад. И все эти года и макроэкономические показатели у них (темпы экономического роста, инфляция, прирост инвестиций и т.д.) гораздо лучше наших. Они по этим показателям ближе к Китаю, чем к нам.
Это существенный выигрыш для экономики?
Конечно, нельзя говорить о том, что все эти успехи наших соседей по СНГ достигнуты только благодаря валютной либерализации. Там была гораздо раньше проведена пенсионная и банковская реформы, создана система страхования вкладов (причём без тех скандалов и шумихи, которые сопровождали нашу кампанию по отбору банков в АСВ), модернизирована налоговая система, проведена амнистия капиталов и т.д. Короче, люди делом занимались, создавали реальные условия для роста. А у нас одна имитация деятельности, позёрство и пустопорожние разговоры. Любая либерализация освобождает производителя от ненужных издержек, создаёт стимулы к эффективной деятельности, а инвестору показывает, что в стране действуют разумные законы, а не архаичные нормы, стимулирующие коррупцию и произвол властей.
В свое время один из наших союзников (руководитель комитета РСПП К. Бендукидзе) в споре с валютными консерваторами предлагал заключить пари на любую сумму, если они ему докажут, что какое-либо валютное ограничение имеет физический смысл и позитивно влияет на экономические процессы. Таких желающих не нашлось и теперь своё видение рыночных законов К. Бендукидзе реализует в другой стране - более готовой к открытой экономике.
А мы до последнего дня сохраняли норматив обязательной продажи в 10%! Летом прошлого года мы обратились в ЦБ, провели переговоры, после чего выступил Алексей Улюкаев и заявил, что норматив будет отменен в ближайшее время. Его-то мы убедили, но в ЦБ нашлись силы (поскольку там состав не однородный), которые сохранили норматив. В итоге мы снова обратились в ЦБ, уведомив их при этом в том, что мы также направили соответствующее письмо в администрацию Президента.
В этом письме мы прямо указывали на то, что ЦБ, несмотря на вверенные ему полномочия, по сути их не выполняет. Ведь по норме закона ЦБ должен выполнять активную роль регулирования процессов экономики. А здесь получается, что страна захлебывается от долларов, темпы инфляции запланированы, но до сих пор остается этот рудимент, не говоря о том, что это дополнительные расходы и издержки; банки должны контролировать соблюдение этого норматива, ввести транзитные счета, документооборот и т.п.
Это ерунда по сравнению с тем, что банкирам приходится терпеть, но это не ерунда с точки зрения инвесторов, которые внимательно следят за нашим законодательством. Иностранный инвестор еще понимает, когда в стране существует 100%-ная или 50% норма обязательной продажи (такие страны есть). Но когда он видит 10%, у него в голове что-то замыкает. Он тут ничего не понимает. Точнее, хуже - он понимает, что со страной, у которой действуют такие абсурдные, не поддающиеся никакому логическому (не говоря уже экономическому) объяснению, требования - трудно иметь дело.
Сохранение 10%-ной нормы - это глумление не только над хозяйствующими субъектами, над банками, но и над здравым смыслом, выставление страны (да ещё и захлёбывающейся в течение нескольких лет от нефтедолларов) на посмешище перед цивилизованным сообществом. Само по себе обнуление норматива никакого сколько-нибудь существенного позитивного эффекта не несет. Норматив нужно было обнулить не для того, чтобы "обеспечить плавный переход", а просто, чтобы не позорить перед цивилизованным экономическим миром свою страну. Тем более накануне проведения летнего саммита. Об этом мы, отчаявшись чего-либо добиться от ЦБ, написали Президенту. Думаю, это и сыграло свою роль в принятии Банком России решения о "плавном переходе". К сожалению, многие факты и признаки говорят, что ЦБ сегодня орган, скорее имитирующий роль регулятора, чем эффективно её выполняющий.
Иначе бы он мало того, что первым делом обнулил бы нормативы обязательной продажи и резервирования по капитальным операциям, но и одновременно вышел бы с инициативой, о досрочной отмене вышеуказанных требований в законодательном порядке.
Адрес материала в Интернете:
http://opec.ru/point_doc.asp?d_no=60341
Назад в раздел "Новости"
|