В начало...

Новости

 
DELTA
Новости
О нас
Члены ММВА
Документы
Контакты
Руководство
Обучение
События
Выпускники
Люди
 

В газете "Ведомости" опубликована статья А. Черепанова с критикой существующих подходов к управлению доходами российского бюджета


Андрей Черепанов

Ведомости, 23.08.2005, №155 (1436)

ВИРУСОЛОГИЯ: БОЛЕТЬ, А НЕ РАСТИ

В тот период, когда страна в больших объемах экспортирует здорово подорожавшее сырье, власти — правительство вместе с Центробанком — под патриотическими лозунгами укрепления рубля и борьбы с инфляцией допускают последовательное снижение курса иностранных валют и активно “стерилизуют” ликвидность.

Что наблюдаем в результате? Толпы международных спекулянтов, привлеченных верной наживой на процентах и курсовой динамике. Риск очередного финансового краха в связи с накоплением объемистых долговых обязательств государства.

Залповые выбросы организациями и населением обесценивающейся валюты на изрядно перенасыщенный рынок. Дестимулирование прямых инвестиций в страну.

Деградация несырьевых отраслей экономики под гнетом постоянно дешевеющего импорта. Сокращение траектории движения денег, которые в условиях вытеснения отечественного товаропроизводителя обслуживают лишь короткую цепочку отношений купли-продажи импортных товаров. А это безотказный катализатор инфляционных процессов, усиливаемых к тому же эмиссионными выплатами процентов по бессмысленным госзаймам. Так что разносчиками вируса голландской болезни являются отнюдь не мировые цены, а неверные действия властей.

Между тем пациент-то был вполне здоров, пока его не стали пичкать все возрастающими дозами медикаментов с тяжелыми побочными эффектами. А сегодня он бледен и слаб. Когда начнут сыпаться цены на сырье, ныне столь пестуемый денежными властями горячий капитал сделает ноги и долговая пирамида обрушится на изрядно исхудавшую национальную экономику. Продержимся несколько месяцев, пока не растратим стабилизационный фонд, а что дальше?

Заемные резервы

Решение о создании стабфонда, вероятно, единственное полезное начинание правительства в условиях благоприятного внешнего фона. Действительно, тупое поедание манны небесной ведет к ожирению нынешнего поколения и скудному пайку для потомков. Поэтому крайне важно не допускать расходования на текущие цели конъюнктурного прироста бюджета, а использовать его для стратегического развития. Но вот здесь-то начинаются проколы. Несколько лет кряду при разработке бюджетных планов профицит сочетался с наращиванием как расходных статей, так и внутренних займов правительства. Объем же финансовой заначки рос параллельно динамике госдолга — заемная активность правительства на внутреннем рынке в 2001-2004 гг. привела на начало текущего года к увеличению его обязательств по погашению основного долга и процентов почти на 500 млрд руб. при стабфонде в 522 млрд. Значит, мы вправе полагать, что до последнего времени практически все сверхдоходы бюджета шли на финансирование новых расходов, а финансовый резерв формировался главным образом за счет заимствований. И, следовательно, являлся фикцией.

Перекопили

Долгое время средства финансового резерва правительства лежали на счетах в ЦБ без толку, они быстро обесценивались в товарном эквиваленте. Минфин же постоянно добивался повышения планки неприкасаемого запаса и был готов пустить эти деньги лишь на покупку валюты и затем — облигаций иностранных государств. Трудно найти более неразумное решение! Сделав такую покупку, скажем, в начале 2004 г., правительство за последующие полтора года на заработанных процентных купонах в лучшем случае только бы отбило курсовые убытки.

Лишь в текущем году власть согласилась использовать значимый объем стабфонда для досрочного погашения части внешнего долга. Но для этой операции были выбраны почему-то самые необременительные для бюджета и экономики виды платежных обязательств — перед МВФ и Парижским клубом. Куда рациональнее было выкупать еврооблигации. Причем начинать следовало еще в 2000-2001 гг., когда в бюджете стали появляться первые халявные деньги. В то время я возглавлял департамент внешнего долга в Минфине, и мне удалось буквально вымолить у министра чуть более десятка млрд руб. на проведение рыночных операций с валютным долгом. Эффект был поразительно высок, но денег больше не дали. Из-за нерасторопности правительства мы не использовали благоприятный период для радикального снижения долговой нагрузки на бюджет.

Между тем при расходовании в течение 2001-2004 гг. на выкуп долга в эквиваленте всего $10 млрд можно было бы сократить предстоящие платежи на $30-35 млрд. Чем вам не забота о будущем? Сегодня же такие операции низкоэффективны. Но все равно они много целесообразнее бессмысленного набивания денежной кубышки на случай неготовности страны к изменению внешней конъюнктуры.

Высокие цены для высоких целей

Надо радикально переосмыслить идеологию финансового резерва правительства, преобразовав его из фонда ожидания черного дня в фонд экономического роста. Для этого требуется изменить подход к тому, когда и как тратить его средства. Когда: практически сразу по мере поступления, чтобы добиться максимальной по продолжительности полезной отдачи каждого рубля. Как и на что тратить: на общенациональные цели, не допускающие коррупционного посредничества чиновников и прочих “экспертов” по отбору проектов. В перечне этих целей и досрочное погашение всех видов рыночных долгов, и развитие глобальной инфраструктуры российской экономики.

А наиважнейшим на сегодня мероприятием, реализация которого даст быстрый и постоянно действующий эффект, представляется радикальная реформа налогообложения. Для начала надо полностью освободить малый и средний бизнес от всех видов налогов (на прибыль, имущество, дивиденды и др.). Потери бюджета от такого освобождения будут минимальны — в прошлом году государство собрало с “малышей” менее 60 млрд руб., — но зато это приведет к бурному росту деловой привлекательности России, поспособствует выходу бизнеса из тени, организует здоровую конкуренцию, освободит предпринимательство от произвола чиновников и изнуряющей отчетности. Наконец, восстановится справедливость, ведь эффективный бизнес выполняет важные социальные функции — наполняет рынок товарами и обеспечивает занятость и зарплаты, а сегодня государство облагает его еще и налоговой данью.

Кроме того, хорошо бы добиться сокращения избытка валюты на рынке более жесткими экспортными пошлинами. Если в страну за экспорт сырья поступает постоянно возрастающая выручка, то такие операции следует считать сверхэффективными. Значит, общество, которому принадлежат природные ресурсы, вправе в соответствии с законами рыночной экономики претендовать на солидный рост своей доли прибыли от их эксплуатации. В итоге больше станет отчислений в бюджет от тех, кто сегодня формирует основной объем чрезмерно высокого предложения на валютном рынке, и у государства появятся дополнительные возможности пополнения стабфонда. В этом случае, вероятно, стоит также ждать некоторого сокращения экспортных поставок и роста продаж энергоносителей на внутреннем рынке. А это, между прочим, хороший способ подавления инфляции.

Грамотное управление сверхдоходами бюджета и таможенными пошлинами, недопущение избыточных госзаймов и утяжеления национальной валюты, назначение на руководящие должности в правительстве и ЦБ профессионалов — вот самая надежная профилактика вируса голландской болезни и верный рецепт роста национального могущества.


Назад в раздел "Новости"


 

 

© ММВА, 2002-2018 | Мы в Facebook