Руководители ММВА обратились к Президенту РФ с предложением о введении свободной (полной)конвертируемости рубля с 1 июля 2005 года. Ниже приводится полный текст письма Президента ММВА А. Мамонтова и Председателя Совета ММВА А. Черепанова Президенту РФ В. Путину.
"Новая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ), вступившая в силу в середине июня с.г., служит принципиально важным стимулом становления благоприятного делового климата в нашей стране. Ее принятие, осуществленное вопреки жесткому сопротивлению сторонников архаичных методов администрирования и необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность, показало, что вектор экономической политики российской власти направлен в сторону построения в стране действительно цивилизованных рыночных отношений.
Однако даже с принятием нового закона в сфере валютных взаимоотношений, к сожалению, все еще остается целый ряд ничем неоправданных ограничений. В первую очередь, это - резервирование денежных средств по многим видам внешнеэкономической деятельности, обязательная продажа валютной выручки резидентов и требование о предоставлении банкам договоров и иной коммерческой документации по операциям, проводимым их клиентами. Такое положение вещей, в свою очередь, приводит к множеству негативных последствий – снижается конкурентоспособность российского предпринимательства, дестимулируется инвестиционная деятельность в нашей стране, провоцируется конфликт интересов банков, вынужденных тратить большие силы и средства на исполнение несвойственных частному бизнесу государственных контрольных функций. Кроме того, обществу фактически навязывается особое отношение иностранной валюте и другим валютным ценностям, предпочтение её перед российским рублём. По сути, за нашей национальной валютой продолжает сохраняться статус ущербности.
Важно при этом отметить тот факт, что вышеуказанные валютные ограничения мало согласуются с конституционным принципом приоритетности прав и свобод человека. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Однако ныне действующая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» объясняет ограничение права свободного совершения валютных операций расплывчатыми мотивами «предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса», которые не имеют отношения ни к одной из перечисленных в Конституции целей. Сами же предполагаемые ограничительные меры (установление требования об использовании специального счета и резервировании) не являются необходимым условием удовлетворения указанных в законе мотивов. При этом валютные операции законодательством не запрещаются, но их проведение обуславливается особым порядком, устанавливаемым Правительством или Банком России. Это прямо противоречит части 1 статьи 34 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, не позволяющим ни при каких условиях ограничивать право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Действия Банка России, получившего в соответствии с новым валютным законом большие полномочия, вряд ли можно назвать адекватными нынешней макроэкономической ситуации. В соответствии с установленным им порядком, резко увеличился документооборот между банками и их клиентами при проведении валютных операций, появилось множество специальных счетов с неопределенной целью, готовится к скорой реализации система резервирования, сохраняется обязательная продажа валютной выручки.
Между тем, в условиях высокой достаточности золотовалютных резервов и отказа от эмиссионного финансирования бюджета объективно отсутствует даже видимость причин продолжения практики ограничений. В настоящее время Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации в состоянии использовать для поддержания стабильности финансового рынка сугубо рыночные инструменты курсовой, процентной и бюджетной политики, не прибегая к администрированию. Следовательно, к сегодняшнему дню полностью созрели предпосылки законодательной отмены валютных ограничений и, соответственно, введения де-юре режима свободной конвертируемости рубля. Реализация этого предложения повысит инвестиционную привлекательность России и, значит, будет усиленно способствовать росту и диверсификации ее экономики. Что, в свою очередь, станет принципиально важным стимулом заинтересованности в рубле, резко активизирует антиинфляционный механизм вовлечения его в широкий оборот и в конечном итоге приведет к полной конвертируемости российской валюты де-факто.
По нашему мнению, крайне важно, чтобы окончательная отмена валютных ограничений, ущемляющих права как резидентов, так и взаимодействующих с ними иностранных организаций и граждан, была осуществлена до той поры, когда Российская Федерация займет место председателя в группе «восьми» ведущих держав мира, т.е. до конца следующего года.
В этой связи предлагаем:
1. Обратиться к Банку России с просьбой предоставить конкретные доказательства обоснованности всех имеющихся валютных ограничений. Если такие доказательства им предоставлены не будут, то добиться незамедлительной отмены этих ограничений.
2. Ускорить отмену действия ограничительных статей Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В этих целях в части 3 статьи 26 («Вступление в силу настоящего Федерального закона») слова «действуют до 1 января 2007 года» заменить словами «действуют до 1 июля 2005 года», а слова «С 1 января 2007 года» - на слова «С 1 июля 2005 года».
По нашему убеждению, несколько лет, в течение которых разрабатывалось новое валютное законодательство, затем - полгода, прошедшие со дня его официального опубликовании до вступления в силу, и, наконец, - год после начала его действия – вполне достаточное время для адаптации сотрудников соответствующих правительственных ведомств и Банка России к качественной работе в условиях свободной конвертируемости российского рубля."
Президент ММВА А. Н. Мамонтов
Председатель Совета ММВА А. В. Черепанов
См. также:
http://www.interfax.ru/r/B/0/35.html?id_issue=10690848