В начало...

Новости

 
DELTA
Новости
О нас
Члены ММВА
Документы
Контакты
Руководство
Обучение
События
Выпускники
Люди
 

Президент ММВА А. Мамонтов предлагает устранить "двоевластие" гражданского и церковного календарей в России


Президент ММВА А. Мамонтов направил письмо в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина с предложением инициировать обращение к Русской православной церкви о переходе её на единый с гражданским "григорианский" календарь. Ниже даётся текст этого письма с прилагаемыми к нему краткими комментариями.

12 января 2004 года
Президенту Российской Федерации
Путину В.В.

Об инициировании обращения к РПЦ
с предложением о переходе на новый,
единый с гражданским, календарь

Уважаемый Владимир Владимирович!

В настоящее время Россия является одной из немногих стран, в которых в повседневной жизни действуют два календаря: официальный, - т.н. "григорианский" и церковный, - "юлианский". Это "двоевластие" возникло в 1918 году, когда наша страна (одной из последних в Европе) перешла на новый, более точный календарь. Русская же православная церковь сохранила в своей практике старый календарь, отстающий от нового почти на две недели.

Эта нелепость сохранялась в дальнейшем, пожалуй, лишь в силу враждебных тогда в целом отношений государства и церкви, воспитания населения в атеистическом духе, идеологической и культурной изоляции страны от остального мира и т.д. Однако сегодня, когда многолетнее противостояние власти и церкви уходит в прошлое, а к основам православия возвращается большинство россиян, разделение календарей выглядит всё более архаичным. К тому же, вопреки усиливающимся ныне процессам глобализации, оно искусственно разъединяет нас с другими христианскими народами, препятствует синхронизации экономического и жизненного ритма наших стран. Особенно остро это ощущается в дни отмечаемых во всём христианском мире праздников. Духовным иерархам всё труднее сегодня объяснять почему, например, Рождество в России празднуется 7 января, а в таких исконно православных странах, как Греция и Болгария, не говоря уже об остальном христианском мире, - 25 декабря. Ведь и у нас этот день столетиями был праздничным вплоть до разделения календарей.

В России государство не вмешивается в дела церкви. Однако и церковь не может не прислушиваться к голосу своей паствы, а тем более к мнению избранной ею верховной власти.

Учитывая вышесказанное, а также важность разрешения сложившейся ситуации для огромного числа россиян и для страны в целом, убедительно просим Вас обратиться к Русской православной церкви с предложением рассмотреть вопрос о возможности её перехода на календарь, единый с гражданским, а также с календарём большинства христианских, в том числе и православных стран.

С уважением,
Президент ММВА
А.Н. Мамонтов

Приложение:
1. Краткие комментарии к вопросу - 3 стр.

КРАТКИЕ КОММЕНТАРИИ К ВОПРОСУ

В дореволюционной России и в светской и в церковной жизни действовал один, юлианский календарь. Вопрос о принятии нового, более точного, т.н. "григорианского" календаря (католическая Европа перешла на него ещё в конце 16-го века, протестантская - в 18-19 в.в.) обсуждался в стране уже с начала 19-го века. Принятие окончательного решения, однако, тормозилось, и во многом из-за негативной позиции Русской православной церкви (РПЦ), которая, как известно, была в то время частью (и весьма влиятельной) государственного аппарата управления. В феврале 1918 года, когда Россия (одной из последних в Старом и Новом Свете) перешла, наконец, на новый, более точный в астрономическом смысле, календарь, РПЦ, тем не менее, отказалась это сделать. Аргументы выдвигались различные. И чисто культовые (опасения по поводу возможного совпадения православной и еврейской Пасхи, нежелание исправлять уже составленный на годы вперёд график церковных праздников), и идеологические (неприятие любых мер, вводимых "безбожной" властью, угроза распространения прозелитизма и т.д.).

Таким образом, в стране сложилась и до сих пор сохраняется ситуация, когда одновременно действуют два календаря, - старый и новый. Однако в прежние годы церковь была не только отделена от государства с его атеистической идеологией, но и жестоко гонима им. Поэтому никого особенно не волновало, что в церковной жизни оставался старый календарь, а также новая, непривычная для населения датировка религиозных праздников. Они просто либо не отмечались вовсе, либо отмечались лишь "дремучим несознательным элементом". Расхождение календарей только подчёркивало в глазах властей и большинства народа косность отправляемых церковью обрядов и архаичность отмечаемых ею праздников. К тому же страна сознательно изолировала себя от остального цивилизованного мира, его идеологии, его ценностей, его праздников. Поэтому и на различия в датах празднования Рождества или Пасхи, никто, по существу, не обращал внимания.

Сегодня в России иная ситуация. Сегодня мы говорим не только об обращении к православию широких слоёв населения, но и о существенно возросшем внимании к нему со стороны властных структур. На смену антагонизму пришло взаимоуважение и согласие. Соответственно, и церковь не может ныне игнорировать новые реалии жизни. И устранение искусственного разделения календарей должно стать в этом смысле свидетельством установления новых отношений между светской и духовной властью. Церковь не может сегодня не видеть и кардинальных перемен на международной арене, связанных с возвращением России в единую семью цивилизованных народов, восстановлением её роли и места в мировой политике и мировом хозяйстве. С развитием глобализационных процессов в мировой экономике, формированием единых рынков товаров, капиталов и рабочей силы, 25 декабря с.г. стало фактически нерабочим или, по крайней мере почти нерабочим днём, для значительной части населения и нашей страны, особенно той, которая занята во внешней торговле, банковской деятельности, на финансовых рынках и совместных предприятиях.

Нельзя не учитывать и изменений, коснувшихся частной жизни россиян, их резко возросшую коммуникабельность в отношениях со своими европейскими соседями, стремление к сближению с ними, преодолению культурной и экономической "аритмии".

Празднование в разные дни одного и того же события людьми, принадлежащих по сути к одной вере, само по себе выглядит странным. Но такое "двоепразднование" ещё и искусственно разъединяет народы этих стран.

Между тем, серьёзного спора между "западом" и "востоком" по этому поводу нет, поскольку речь идёт не о канонических расхождениях, а лишь об использовании того или иного астрономического календаря. Так, даже исконно православные церкви Кипра, Греции, Болгарии перешли на новый календарь, поскольку он просто более точно отражает естественный ход природных явлений и событий (весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние и т.д.).

Церковь, как и всё в нашем меняющемся мире, может и должна вносить необходимые и допустимые коррективы в свою практику. Тем более тогда, когда это противоречит и здравому смыслу и требованиям времени. Это происходило на протяжении всей её истории и это в том числе позволяет ей сохранять свою огромную роль в обществе. В этом смысле РПЦ не может не видеть существенные доводы в пользу перехода на календарь, принятый почти всеми христианскими церквами и всеми светскими властями государств христианского и нехристианского мира. Взять хотя бы то, что празднику Рождества предшествует (также как в случае с Пасхой) Великий пост со всеми вытекающими из него для верующих обязанностями. И если на Западе этот пост накануне череды праздников логичен, то у нас, полагаю, многие бы вскинули брови, скажи им, что в новогоднюю ночь, они как истинные христиане должны воздерживаться от пышных застолий. А между тем, старый, расходящийся со светским, церковный календарь невольно толкает нас либо к отказу от уже укоренившейся традиции "шумно" отмечать этот самый Новый Год, либо к невольному "грехопадению" через это празднование в дни Великого поста. РПЦ закрывает на это глаза, прекрасно понимая, что любые попытки выступить против празднования Нового Года будут встречены у нас, мягко говоря, непониманием.

Попыткой разрешения противоречия между жизнью и церковным установлением, по-видимому, явилось то, что после православного Рождества и, соответственно, после окончания поста, у нас принято отмечать т.н. "Старый Новый Год". На самом деле этот "праздник" по идее должен отмечаться лишь теми, кто воздерживался от "излишеств" в новогоднюю ночь, однако, по видимому, "заодно", или "по инерции", празднуется практически всеми, кто ещё сохранил на это силы.

В итоге, начиная с двадцатых чисел декабря до середины января, у нас сегодня практически выпадает из нормального трудового ритма нескольких календарных недель, что надо полагать, весьма недёшево обходится экономике государства.

Число фактически нерабочих дней в декабре-январе существенно возросло именно в наши дни. И во многом из-за "противостояния" календарей. Прежде подавляющая часть населения была неверующей. Православное Рождество не было официальным праздником и выходным днём. "Западное" же Рождество и вовсе не было сколько-нибудь заметно в нашей жизни в силу тогдашней культурной и экономической изоляции нас от остального мира. Сегодня же отмечаются сразу обе даты: первая, 25 декабря, по видимому, из-за исторического и "географического" тяготения к общеевропейским традициям, вторая - по официальной установке, причём зачастую формально и, так сказать, по инерции.

Принятие Русской православной церковью нового календаря сыграло бы исключительно положительную роль с точки зрения роста взаимопонимания между клиром и паствой, между светской властью и религиозной, между католическим и православным миром, между российским обществом и западной цивилизацией. Переход церкви на новый календарь легче осуществить как раз сегодня, поскольку стойкой традиции отмечать Рождество именно 7 января у нас по сути до сих пор не сложилось. Ведь в России веками этот праздник отмечался именно 25 декабря, и смена календарных чисел возникла сравнительно недавно. Да и в этом недавнем прошлом Рождество по существу никем не отмечалось. Не приживается празднование Рождества новой датой - 7 января - и сегодня, то ли из-за исторической "тяги" к 25 декабря, то ли из-за расхождения с общепринятой в мире датой, то ли из-за "усталости" к этому моменту от многодневной праздности и возлияний.

Важно и то, что Рождество, отмечаемое в конце декабря, то есть до Нового Года, и в Европе и в дореволюционной России всегда было главным праздником. И только в наши дни, и в нашей стране, из-за того, что приходится отмечать его уже после Нового Года, стало оно лишь утомительным довеском к уже отшумевшим вакхическим "сатурналиям". Не умаляем ли мы значение этого праздника, относя его на "задворки" пышных новогодних торжеств? Способствует ли это воспитанию у российской православной паствы уважения к великим христианским традициям и обрядам?

Сегодня "старый" календарный стиль помимо РПЦ, объединяющей, как известно, большинство православных приходов не только в России, но и в странах Балтии и СНГ, сохраняют в своей практике в основном лишь церкви Сербии и Черногории. Однако может так случиться, что в силу целого ряда известных причин, Россия в скором времени останется единственной христианской страной, в которой действуют два календаря. Промедление с принятием назревшего решения о переходе на новый стиль даёт дополнительные аргументы тем силам в ближнем зарубежье, которые стремятся к ослаблению РПЦ, а в ряде случаев и православия в целом, в этих странах.

Вопрос о принятии нового календаря рано или поздно встанет и перед РПЦ, но чем раньше она это сделает, тем меньше будет ущерба для неё самой, для её авторитета и для её паствы.

Переход на новый календарь, в отличие от 1918 года, не потребует практически никаких затрат со стороны государства или "жертв" от населения, поскольку речь идёт об изменении не официального, а церковного, к тому же пока не "вошедшего в кровь", календаря.

Зато, напротив, немалым будет экономический эффект от соединения двух календарей, учитывая то, что сократится число по существу нерабочих дней, синхронизируется работа нашего рынка с мировым, а Новый Год начнётся для нас не с продолжающейся череды нетрезвых будней, а с чистой, не осквернённой грехом невоздержания в рождественский пост душой и с новым настроением к реализации новых замыслов.


Назад в раздел "Новости"


 

 

© ММВА, 2002-2018 | Мы в Facebook