ММВА направила в Госдуму письмо с предложениями о внесении изменений в ГК РФ, касающихся регулирования отношений, связанных с предоставлением банковской гарантии.
В письме, в частности, говорится:
"Действующая в настоящее время редакция Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по нашему мнению, недостаточно полно регулирует вопросы, связанные с предъявлением гарантом регрессного требования.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 379 ГК РФ право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия. В случае неуказания в соглашении права регресса, гарант не сможет воспользоваться им в отношении принципала. Отказ гаранту в праве на регрессное требование к принципалу, по сути, является признанием законности неосновательного обогащения принципала, что не соответствует духу гражданского законодательства.
В связи с этим мы считаем крайне важным внести в ст. 379 ГК РФ изменения, предусматривающие право регрессного требования гаранта к принципалу, независимо от наличия соглашения об этом, по аналогии с правами поручителя, предусмотренными статьёй 365 ГК РФ.
Далее. В соответствии со ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не предусмотрено в самой гарантии. Возникает вопрос, на который ни ГК РФ, ни судебная практика не дают ответа, а именно: как быть со вступлением в силу гарантии, если, например, бенефициар или принципал по каким-либо причинам не получил её на руки? Такая ситуация может сложиться при нахождении гаранта, принципала и бенефициара в разных населенных пунктах на значительном удалении друг от друга.
В целях разрешения подобной ситуации необходимо, на наш взгляд, скорейшее законодательное урегулирование данного вопроса путем внесения соответствующего дополнения в ст. 373 ГК РФ. Нам представляется, что дополнение должно быть следующим: «Банковская гарантия считается выданной с момента вручения ее бенефициару или принципалу. Если банковская гарантия передается бенефициару или принципалу по почте либо посредством электронного документа, она считается выданной с момента передачи ее предприятию связи, либо ввода электронного документа в информационную систему отправителя».
Такое дополнение позволит в будущем избежать возможных судебных разбирательств и значительно облегчит работу банков с их клиентами и партнёрами.
Далее. Параграф 6 ГК РФ, регулирующий положение банковской гарантии в российском праве, не содержит отдельной статьи, указывающей на срок банковской гарантии как на существенное условие. Анализируя п. 2 ст. 374 и п. 1 ст. 376 ГК РФ, можно придти к выводу, что существенным условием банковской гарантии является как раз определение срока ее действия. Однако, на практике прямое неуказание в ГК РФ на срок гарантии как на существенное условие, приводит к его отсутствию в гарантийном обязательстве и, соответственно, к судебным спорам. По вопросу указания сроков гарантии необходимо обратиться к общим нормам ГК РФ, в частности к ст. 190, в соответствии с которой наряду с определением срока календарной датой или истечением периода времени, он также может определяться и указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Т.е. такое событие, наступление которого неотвратимо и не зависит от воли человека.
В соответствии с этим нам представляется целесообразным дополнить статью 373 ГК РФ пунктом следующего содержания: «Срок, на который выдана банковская гарантия, является существенным условием. Срок определяется в смысле, определяемой статьёй 190 ГК РФ».
В связи с вышеизложенным и в целях устранения возникающих при применении содержащихся в настоящее время в ГК РФ норм правовых споров убедительно просим Вас инициировать вопрос о внесении вышеуказанных изменений и дополнений в ст. 373 и 379 ГК РФ."