В начало...

Новости

 
DELTA
Новости
О нас
Члены ММВА
Документы
Контакты
Руководство
Обучение
События
Выпускники
Люди
 

ММВА предлагает отменить действие ряда положений п. 7 Указа Президента РФ № 1212


Во исполнение решения Совета ММВА от 14 августа с.г. в адрес Руководителя Администрации Президента РФ А. С. Волошина 1 сентября с.г. направлено обращение с предложением отменить действие ряда норм, содержащихся в Указе Президента РФ № 1212 от 18.08.1996 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (с изменениями от 28.02.1997, 29.06.1998, 30.10.1998, 8.04.2003 г.). В письме, подписанном Президентом ММВА А. Н. Мамонтовым, в частности, говорится:

"Первым абзацем п. 7 Указа Президента РФ от 18.08.1996 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (с изменениями от 28.02.1997, 29.06.1998, 30.10.1998, 8.04.2003 г.) (далее - Указ Президента РФ № 1212) установлено, что "банки и иные кредитные организации обязаны в 3-дневный срок представлять по запросам соответствующих налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, необходимые для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей этими предприятиями".

Между тем, в соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, основываются на законодательстве о налогах и сборах, которое состоит из самого кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Соответственно подзаконные акты, не указанные в ст.1 Налогового кодекса РФ, не могут применяться для регулирования отношений в сфере налогов и сборов, в частности использоваться в качестве законодательной базы для налогового контроля.

На территории России установлен единый, законодательно оформленный срок для представления банками справок об операциях их клиентов по мотивированным запросам налоговых органов. В соответствии с п.2 ст. 86 Налогового кодекса РФ, "банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа". Таким образом, норма, содержащаяся в первом абзаце п. 7 Указа Президента РФ № 1212 входит в противоречие с нормой, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ.

Во втором абзаце пункта 7 Указа Президента РФ № 1212 указывается на обязанность банка или иной кредитной организации при открытии банковского счета предприятию незамедлительно извещать налоговый орган об открытии счета. Указание на незамедлительность подачи такого извещения не определяет юридически точного момента исполнения банком своей обязанности. Между тем, во втором абзаце п.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ законодатель четко указал на такой срок для извещения налогового органа об открытии, а также о закрытии счета организации или индивидуальному предпринимателю, а именно - пять дней со дня открытия или закрытия счета.

В третьем абзаце пункта 7 Указа Президента РФ № 1212 установлен момент, с которого начинаются операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета организации: "операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении указанного извещения". Во исполнение требования указанного абзаца был принят совместный документ ГНС РФ от 11 ноября 1996 г. № ПВ-6-12/773, Министерства финансов РФ от 10 ноября 1996 г. № 95 и Центрального банка РФ от 24 октября 1996 г. № 349 "Порядок открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212..." (далее - Порядок), который предусматривает, что расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются к исполнению учреждениями ЦБ РФ и кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма о получении извещения об открытии счета налогоплательщику - предприятию.

Между тем, налоговый контроль в России ведется на основании Налогового кодекса РФ и федеральных законов, а такая форма контроля в НК РФ не содержится, в связи с чем Верховный Суд РФ свои решением от 18 сентября 2001 г. № ГКПИ 01-1421 признал указанные требования незаконными и не подлежащими применению со дня введения в действие части 1 Налогового кодекса РФ.

Однако налоговый орган не согласился с выводом Верховного Суда РФ. Своим письмом от 19.09.2002 г. № ШС-6-24/1444 МНС РФ указало, что "решение Верховного суда Российской Федерации от 18.09.2001 № ГКПИ 01-1421, признавшее второе предложение абз. 5 "Порядка открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с п. 7 Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1212..." незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой Кодекса, на Указ не распространяется". Формально налоговый орган прав, поскольку он исходит из того, что Верховный Суд РФ признал незаконной норму Порядка, а не норму Указа. Однако можно ли считать юридически валидными и третий абзац п. 7 Указа и второе предложение абзаца 5 Порядка, если оба они содержат одну и ту же норму и требование?

В соответствии с п. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, которым в частности является Налоговый кодекс РФ. На основании ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г., 9 июля 2002 г., 7 июля 2003 г.) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК, и подлежат приведению в соответствие с нею.

Приведенные выше нормы Указа Президента РФ № 1212 противоречат положениям Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.3 ст.6 НК РФ признание нормативно-правового акта, не соответствующим НК РФ, осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим кодексом. Орган исполнительной власти, принявший указанный акт, вправе до судебного постановления отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. До настоящего времени перечисленные выше пункты Указа Президента РФ № 1212 не были отменены или признаны несоответствующими Налоговому кодексу РФ в судебном порядке.

Между тем, за неисполнение требований, установленных в п. 7 Указа Президента № 1212, к банкам и их руководству могут быть применены штрафные санкции. Так, на основании ст.126 НК РФ, за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, к числу которых налоговый орган относит и Указ Президента № 1212, с банков может быть взыскан штраф в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ, а с должностных лиц этих банков, в соответствии со ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Из вышеизложенного следует, что сохраняющиеся расхождения между законом и подзаконным нормативным актом, в данном случае между положениями Налогового кодекса РФ и Указа Президента РФ № 1212, создают дополнительные проблемы для кредитных организаций и их клиентов, приводят к неправильному применению правовых норм, порождают ведомственный произвол и, в конечном счёте, дискредитируют государственную власть.

В связи с этим, а также в целях единообразного толкования и применения норм права, Московская международная валютная ассоциация, представляющая интересы российских банков, просит рассмотреть вопрос о признании утратившими силу первого, второго и третьего абзацев пункта 7 Указа Президента РФ "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" от 18.08.1996 № 1212."


Назад в раздел "Новости"


 

 

© ММВА, 2002-2018 | Мы в Facebook