В связи с обращениями банков-участников Московской международной валютной ассоциации и в соответствии с решением Совета ММВА от 17.07.03 ММВА сегодня, 20 августа с. г., направила в адрес Московской межбанковской валютной биржи письмо, в котором призывает ММВБ отказаться от взимания "ежемесячной фиксированной" платы с участников торгов по ГКО. В письме, направленном Президентом ММВА А. Мамонтовым на имя Генерального директора ММВА А. Потёмкина, говорится:
"Как Вам известно, достигнутая в последние годы финансовая стабильность в стране привела к значительному падению процентных ставок на межбанковском рынке, сокращению уровня доходности используемых банками финансовых активов, в особенности тех из них, которые относятся к высоконадёжным вложениям, к общему снижению рентабельности подобного рода операций. Во многом этот процесс носит объективный характер, и потому банки уже сейчас вынуждены пересматривать своё отношение к логике и уровню тех или иных затрат, связанных с работой своих инвестиционных подразделений.
В этой связи в последнее время банками-участниками Ассоциации всё чаще поднимается вопрос об издержках, которые они несут на т.н. организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) при проведении операций с ГКО-ОФЗ. При этом речь, как правило, идёт не об уровне комиссионного сбора с заключаемых сделок, который в настоящее время в целом приемлем для участников рынка, а о введении биржей т.н. "ежемесячной фиксированной составляющей комиссионного вознаграждения".
Обсуждение данного вопроса, состоявшееся на заседании Совета ММВА 17 июля с.г., показало живейшую заинтересованность в скорейшем его решении всеми присутствовавшими участниками.
В настоящее время Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) является единственной в стране площадкой, на которой могут совершаться операции с государственными ценными бумагами (ГЦБ) и облигациями Банка России (ОБР). В условиях фактического отсутствия иных организаторов торгов, участники рынка становятся заложниками ситуации, которую вряд ли можно назвать рыночной. Не имея какой-либо иной альтернативы, они вынуждены принимать к исполнению любые решения ММВБ по порядку и правилам обращения ценных бумаг, а также по взимаемым биржевым тарифам и сборам.
В этой связи, на наш взгляд, принципиально важно, чтобы ММВБ проявляла необходимую сдержанность при принятии решений, увеличивающих издержки участников торгов, не давая, таким образом, повода к упрёкам в использовании своего де-факто монопольного положения на рынке государственного внутреннего долга.
К сожалению, на практике это происходит не всегда так.
В частности, в начале т.г. организациям - дилерам на рынке ГКО-ОФЗ было направлено уведомление, подписанное заместителем Генерального директора ММВБ Сарчевым А.М., о том, что с 1 февраля 2003 года вводится т.н. "ежемесячная фиксированная составляющая комиссионного вознаграждения ММВБ как Торговой системы на рынке государственных ценных бумаг" в размере 3.200 рублей, уплачиваемая участником рынка ГЦБ и ОБР, если в течение соответствующего месяца им были совершены сделки на сумму менее 10 млн. руб. Как следует из текста уведомления, это новая комиссия была утверждена Дирекцией ММВБ 17 января 2003 года на основании решения Биржевого совета ММВБ от 24 декабря 2002 года.
Введение дополнительного, пусть и незначительного по своему размеру, сбора не может не влиять на результаты финансовой деятельности участников рынка и, естественно, вызывает у них негативную реакцию. Но гораздо более резкую оценку получил у них сам факт принятия подобного решения, которое они расценивают, как свидетельство злоупотребления биржей своего монопольного положения.
Мы понимаем, что при введении вышеуказанного сбора учитывалось то, что участники рынка, пользуясь информационными и иными услугами биржи даже тогда, когда не заключают на ней сделок, должны за это платить. Возможно также, что при этом была применена та же логика, что и при введении фиксированной платы для участников валютных торгов (решение об этом было принято примерно в то же самое время). Но ведь нельзя не видеть принципиальной разницы в обеих этих ситуациях.
В случае с валютными торгами это оправданно хотя бы тем, что биржа здесь уже не является монополистом и вправе устанавливать любой порядок и размер оплаты своих услуг в соответствии с принципами свободной конкуренции.
В случае же с введением "ежемесячной фиксированной составляющей вознаграждения" по операциям с ГЦБ иная ситуация. Вправе ли прибегать фактический монополист рынка к взиманию сбора с тех его участников, которые не осуществляют на нём операций вовсе, либо осуществляют их в крайне незначительных объёмах? Корректно ли вводить подобный порядок на рынке именно государственных ценных бумаг? Не являются ли подобные действия принуждением к платному использованию информационных или иных услуг биржи? Вполне ли вообще соответствует такая практика тем требованиям, которые предъявляются к ней российским антимонопольным законодательством?
Учитывая всё вышесказанное, а также то, что цена вопроса составляет незначительную в общей структуре доходов ММВБ долю денежных поступлений, мы надеемся, что руководство биржи найдёт возможность принятия такого решения, которое будет с удовлетворением воспринято всеми участниками рынка и станет ещё одним подтверждением формирования нового имиджа биржи, как действительно рыночной структуры, ведущего инфраструктурного центра торговли ценными бумагами в стране.
В связи с вышеизложенным и на основании решения Совета Ассоциации от 17 июля с.г., просим Вас рассмотреть вопрос об инициировании обращения в Биржевой совет ММВБ об отмене "ежемесячной фиксированной составляющей комиссионного вознаграждения ММВБ" по операциям на рынке ГКО-ОФЗ.
Просим Вас дать указание информировать ММВА о результатах рассмотрения настоящего письма."